14 депутатов от КПРФ и Справедливой России направили Д. Медведеву письмо, где выразили сомнения в необходимости маркировки потребительских товаров, сообщает «Коммерсантъ». Депутаты озабочены переносом издержек на потребителей, ухудшением положения экспортеров, повышением нагрузки на бизнес. Законодатели направили обращения также в Минэкономразвития, Минпромторг и ФАС. Они попросили пояснить, чем объясняется необходимость маркировки целевых товарных групп.
Представители ведомств поясняют, что введение маркировки повысит прозрачность рынка, поможет избавиться от теневого оборота, снизить издержки. И подчеркивают, что введение маркировки обсуждалось на совещаниях в аппарате правительства, что дальнейшая эскалация системы также будет обсуждаться с профильными регуляторами.
Участники рынка не столь единодушны в своих оценках. Так, часть производителей минеральной воды (которую предложила маркировать ФНС России, чтобы предотвратить уклонение от налогов) отмечают, что доля «проблемной воды» на рынке не более 1%. Другие с ними не согласны, они признают, что фальсификат есть, и маркировка поможет с ним бороться. Однако, участники рынка единодушны в том, что до принятия решения нужно просчитать возможную финансовую нагрузку, создать систему субсидий для покупки оборудования.
Производители молока уверяют, что вовсе не сталкивались с подделками, при этом они оценивают дополнительную нагрузку на отрасль в 45 млрд. рублей уже в первый год после введения маркировки. Их оппоненты в отрасли считают, что в долгосрочной перспективе маркировка, напротив, принесет выгоду – можно проследить прохождение товара по всей цепочке, собрать информацию от покупателей и пр. Опасения представителей молочной продукции подкрепляются системой двойного контроля, ведь молоко также подпадает под систему электронной ветеринарной сертификации «Меркурий».
Фармацевты идею маркировки поддерживают, но они обеспокоены реализацией, отмечают, что в системе до сих пор есть не решенные вопросы. Существует мнение, что введение переходных периодов для товаров разного типа позволит плавно перестроить бизнес-процессы и после пилотного проекта работать в системе.
Опасения импортеров о маркировке
Импортеры опасаются маркировки из-за специфики своих процессов. Импортные товары, пришедшие в Россию, должны быть промаркированы до таможенного оформления. Зарубежные поставщики далеко не всегда готовы наладить у себя маркировку, в особенности, если доля России в их экспорте незначительна. Даже в случае согласия вряд ли можно говорить о качестве работы и ответственности таких «маркировщиков». Получается, что импортер через логиста-посредника должен промаркировать товары либо на складе консолидации за рубежом, либо самостоятельно, переместив при этом товар со склада временного хранения под режим специального таможенного склада. И если только у логиста такого актива нет, то ситуация выглядит безвыходной.
Мы понимаем стратегическую значимость и приветствуем введение маркировки товаров. Однако беспокоит реализация проекта. Дело в том, что пока в законодательстве нет четких указаний на то, как провести маркировку в отдельных сложных случаях. Например, как и где в разумные для бизнеса сроки и без ошибок маркировать импортируемые сборные грузы одежды и обуви, где каждый сборный груз для российских заказчиков товаров собирается от сотни поставщиков и включает 20-40 тысяч изделий разных наименований и брендов? Даже при полной автоматизации печати физическое нанесение кодов на 20-40 тысячи разных изделий в сборном грузе требует много времени и может существенно замедлить сроки доставки, не говоря уже о дополнительных затратах от 0,5-0,6 евро за изделие, за которые придется заплатить потребителям. Данная нагрузка ложится на плечи бизнеса.
Это сложные вопросы в законе. Необходимо глубоко анализировать бизнес-процессы и учитывать специфику отрасли при масштабировании маркировки. Ведь честный бизнес должен продолжать нормально работать и развиваться в новых условиях, а не испытывать повышенную нагрузку. Для этого нужно, чтобы контролирующие органы прислушивались не только к специалистам регулятора, но и к участникам, потому что именно внутри отрасли есть понимание проблематики и решение данного вопроса. Рамиль Сулейманов, генеральный директор логистической группы компании АРТ Деливери.