Почему раньше запрещали, а теперь разрешили «параллельный импорт»?
Сам по себе «параллельный импорт» — это упрощенная формулировка юридического понятия: «международный режим исчерпания исключительного права на товарный знак». В противовес ему существует «национальный режим исчерпания права», который и действовал в России до принятия Постановления Правительства №506 от 29.03.2022, отменившего его действие в отношении определенного списка товаров. Чем они отличаются?
- Международный режим предусматривает свободное обращение товаров, защищенных товарным знаков и ввезенных в страну, если они уже ранее были введены в оборот на территории любого другого государства. Для ввоза таких товаров не нужно получать разрешение товаропроизводителя.
- Национальный режим запрещает ввоз импорта в страну без разрешения правообладателя товарного знака. Раньше брендовые товары ввозились в Россию только при наличии разрешения, а оно выдавалось только официальным дистрибьюторам.
Более того, согласно договору между странами ЕАЭС на территории Таможенного Союза действовал региональный принцип исчерпания права. Например, если товар был с разрешения правообладателя ввезен в Казахстан, то при доставке в Россию, его могли остановить на таможне.
Схема параллельного импорта
Национальный режим имеет то преимущество, что он стимулирует товаропроизводителя создавать производство на территории страны-импортера, и тем самым вкладывать инвестиции в ее экономику. Недостатком национального режима, и очень большим, является возможность производителя устанавливать монопольные и высокие цены на свой товар, ограничивая удовлетворение спроса.
На текущий момент для России важнее не привлечь инвесторов — они массово сворачивают производство по политическим мотивам из-за санкционного давления, а обеспечить российский рынок необходимыми предметами и вещами. Поэтому и было принято решение о снятии ограничений, связанных с защитой прав товаропроизводителей.
Отметим, что многие, даже развитые страны мира, не так щепетильно относились к зарубежным обладателям торговых знаков. Международный режим ввоза товаров (то есть без необходимости получать разрешение для импорта в конкретную страну) практикуют Япония, США, Индия, Канада, Австралия, Китай — если не для всех, то для существенного списка товаров.
Что реально меняется на рынке импорта
Если раньше защищенные товарные марки попадали на российский рынок через аффилированных импортеров, так называемых официальных, эксклюзивных дистрибьюторов, то сейчас товар, легализованный в другой стране, в Россию могут ввозить любые трейдеры и ритейлеры. Наказание за это им не грозит. Раньше можно было заработать штраф до 5 млн. рублей при ввозе защищенной товарным знаком продукции без разрешения правообладателя, если таковую обнаруживали на таможне.
Можно услышать мнение, что это откроет дорогу контрафакту, однако оно необоснованно. Параллельный импорт — это легальный, разрешенный ввоз аутентичных товаров, а не подделок. Декларации, сертификаты, маркировку и прочие идентификационные знаки никто не отменял.
По мнению Татьяны Бакальчук (собственник интернет-магазина Wildberries) решение о легализации параллельного импорта даст возможность малому и среднему бизнесу ввозить зарубежные товары без оформления дополнительных разрешений. Покупатели же получат широкий ассортимент по адекватным ценам. Безусловно, любая конкуренция в торговле выгона для покупателя, особенно в отсутствие возможности монопольно держать цены, какой раньше пользовались «уполномоченные» дистрибьюторы.
Импортная одежда и обувь вернется на рынок
Список товаров, подпадающий под параллельный импорт, уже опубликован Министерством промышленности и торговли (Приказ №1532 от 19.04.2022). В него внесены 72 товарные позиции по ТН ВЭД. В том числе это:
- деревья, зелень, цветы, семена;
- фармацевтическая продукция;
- изделия из кожи, в т.ч. сумки;
- вся одежда (группы ТН 61, 62, 63);
- обувь (коды ТН ЕАЭС группа 65).
Кроме товаров широкого потребления, в список параллельного импорта включены машины, IT-продукция, бытовая техника и электроника. Таким образом, сложностей с ввозом одежды и обуви, в том числе «ушедших» из России брендов (Zara, H&M и других популярных марок) не предвидится. Их привезут из других стран: Китая, Турции, Сербии. Конечно, посредники наценят товар, плюс увеличатся логистические расходы, что сделает его на первых порах дороже. Однако со временем эта наценка нивелируется множеством альтернативных путей доставки и свободой конкуренции.
В каких магазинах будут продаваться брендовые товары
Раньше товары раскрученных торговых марок продавались преимущественно в монобрендовых магазинах. По данным РБК иностранным компаниям принадлежит почти 18% торговых и 16% складских площадей в Москве. Продать они могут их только с большим дисконтом, не менее 20%. Многие компании «выжидают» момента, чтобы вернуться в Россию — они не горят желанием потерять выгодный рынок.
Тем не менее, следует ожидать, что в ближайшее время параллельный импорт будет продаваться преимущественно в мультибрендовых магазинах. Торговые центры будут предоставлять под них освобождающиеся площади, хотя не исключено, что это осложнит их деятельность — бутики будут меньше по размерам. Но простаивание помещений еще более накладно для арендодателей.
«Параллельный» импорт – это естественная реакция рынка на ценовую, качественную и ассортиментную дискриминацию со стороны правообладателей в отношении российских потребителей. Наша компания, как опытный логистический оператор, отслеживает последние изменения в сфере доставки импорта. Мы используем все легальные возможности, чтобы обеспечить своих клиентов необходимым товаром. Даже в тяжелых условиях санкций задержка сроков поставок не превышает двух дней.»Комментирует Генеральный директор логистической компании «Арт Деливери» Рамиль Сулейманов