Статистика грузоперевозок в 2021 году
Объемы грузовых перевозок восстанавливались ускоренными темпами вслед за повышением конъюнктуры на мировых сырьевых рынках и бумом электронной коммерции. В первой половине 2021 года наибольший рост показали воздушные и автомобильные перевозки, к концу года ситуация стабилизировалась со следующими итогами.
Железнодорожные грузоперевозки заняли долю рынка около 15%, причем благодаря запуску ускоренных маршрутов в направлении Юго-Восточная Азия–Европа транзит контейнеров из Китая в страны ЕС вырос на 60%, в Белоруссию — на 50%, а в целом без учета Китая ж/д грузооборот на плече Азия–Европа увеличился почти в восемь раз. Из-за резкого роста тарифов на морской фрахт идет перераспределение грузопотоков в сторону ж/д транспорта.
Статистика по данным рейтингового агентства «Национальные кредитные рейтинги» (НКР).
Более 60% международных и российских грузов было перевезено автомобильным транспортом. Рынок грузовых автоперевозок вырос на 10-50% по разным направлениям. По данным биржи ATI.SU в 2021 году на ней было размещено на 46% больше заявок, чем в предыдущем, и почти на 60% процентов больше, чем в 2019 году. Практически все время спрос был выше предложения, а в 4 квартале он стал почти ажиотажным. Это неизбежно повлекло за собой рост тарифов на автомобильные грузоперевозки.
Основные тренды 2021 года по мнению эксперта
Генеральный директор логистической компании ГК АРТ Деливери Рамиль Сулейманов отметил наиболее значимые тренды в логистике и рассказал, к чему готовиться ритейлерам в 2022 году, на что обратить внимание при планировании своей деятельности.
Повышение спроса на автомобильные грузоперевозки
В прошедшем году, как никогда раньше, обострился спрос на перевозки автомобильным транспортом. Он играет значимую роль при доставке грузов из Европы в Россию, и внутри страны. Повысилось значение автотранспорта в сфере мультимодальных перевозок из районов Дальнего Востока (Забайкальский, Приморский края, Амурская область). Ставки там выросли на 40–90%. Дело в том, что пропускные способности Транссиба ограничены, а поток грузов через порты Дальнего Востока в конце года вырос почти на 30%, что вызвало коллапс действующей портовой инфраструктуры.
Вторая причина опережающего спроса на автомобильные перевозки по сравнению с предложением — бурное развитие сегмента электронной коммерции. Это вызвало частичный отток водителей и транспорта в e-commerce, что вызвало их дефицит в сфере FTL/LTL-перевозок. Свою роль сыграли государственные меры по «обелению» транспортного рынка, из этой сферы стал уходить малый и средний бизнес.
Разумеется, крупные логистические компании реагируют на новые вызовы. Косвенно об этом говорят цифры продаж коммерческой грузовой техники: в 2021 году их рост составил более 30%. Основным драйвером спроса на грузоперевозки в следующем году по-прежнему будут онлайн-торговля, расширение географии и дальности перевозок автомобильным транспортом.
Рост тарифов на все виды грузоперевозок
В 2021 году выросли ставки по всем видам грузоперевозок. Основную роль в этом сыграл кризис морских контейнеров в Юго-Восточной Азии, который спровоцировал рост тарифов практически во всех видах доставки. Ставки на морской фрахт выросли в 3–4 раза. Так, в 2020 году индексы WCI и BDI выросли в 2 раза, и на 150-175% в 2021 году.
В условиях ограниченной пропускной способности РЖД увеличилось количество грузоперевозок автотранспортом. Однако сложности возникали из-за разного рода ковидных ограничений, снижающих пропускную способность погранпереходов на границе с Китаем. К концу года возникли проблемы с доставкой грузов через Белоруссию и страны Прибалтики.
Высокий спрос на автоперевозки и недостаток предложения вызвал рост тарифов в среднем на 20% за год. На отдельных направлениях — значительно выше. Так, в Восточной Сибири цены на перевозки из Забайкальской области выросли на 94%, из Хабаровского края — на 56%. В центральной части России по направлению Москва–Краснодар, Екатеринбург рост составил порядка 46-50%. По сравнению с 2020 годом в ноябре-декабре 2021 года тарифы на маршруте Россия–Польша стали на 20%, а в Германию — на 27% выше.
Нужно учитывать, что наиболее крупные логистические компании, в том числе «Арт Деливери», обладают большим запасом прочности и устойчивости к рыночным колебаниям. Поэтому удерживают рост ставок на грузоперевозки на минимально возможном уровне — их спекулятивное увеличение не выгодно, как клиентам, так и самим перевозчикам.
Рост спроса на складскую недвижимость в регионах
Нестабильность на логистическом рынке привела к интересной тенденции. Если ранее большая часть распределительных центров базировалась в Москве, то сейчас растет их количество в крупных региональных городах. Это ускоряет доставку грузов до клиентов, а скорость стала ключевым фактором конкурентоспособности продавцов.
В свою очередь это повлекло развитие региональных логистических маршрутов, повышение спроса на складские помещения в регионах. Из-за нестабильности грузопотоков клиенты боятся остаться без товара и стараются держать резервные запасы. Это снижает платежеспособность ритейлеров, многие из них стали отдавать логистику на аутсорсинг, снижая непрофильные затраты.
В заключение можно отметить: в текущих условиях ритейлерам выгоднее иметь дело с транспортными компаниями, которые предлагают полный комплекс услуг: перевозку, временное хранение на складах, доставку «до двери». Необходимо заблаговременно налаживать долгосрочные контакты с перевозчиками. Желание торговать «с колес» сегодня может обернуться значительными финансовыми издержками, поскольку колебания на международном рынке логистики не всегда предсказуемы в краткосрочной перспективе.