В ближайшие месяцы ожидается увеличение ввоза товаров потребительского спроса из Турции, Китая, Индии — стран, которые отказались вводить санкции против России. Логистические компании перестраивают цепи поставок, выполняя свои обязательства перед клиентами в любых сложных обстоятельствах.
(источник фото: газета Коммерсант).
Текущая обстановка с ввозом товаров
Компания «Арт Деливери» — компания, работающая на рынке логистических услуг с 2006 года в России. Мы внимательно отслеживаем обстановку, меняющуюся ежедневно, и предлагаем своим клиентам оптимальные пути доставки грузов в Россию.
Ситуация сложная, однако по многим направлениям мы работаем в штатном режиме. Приведем краткий обзор ситуации по состоянию на 29.03.2022 года.
Авиадоставка
После закрытия полетов над странами ЕС пострадали авиаперевозки. Тем не менее, полеты продолжаются через территорию Турции, Сербии, ОАЭ и страны СНГ. С 26 марта после 2-х летнего перерыва начал работу мощный терминал Emirates SkyCentral DWC в Дубае, обслуживающий грузовые самолеты. В целом, доля перевозимых самолетами грузов не слишком велика, поэтому существенного влияния на логистику «закрытие неба» не оказало.
Автомобильные перевозки
- Обстановка с движением грузов в ЕС остается сложной. Латвия и Литва под разными предлогами задерживают фуры на таможенных постах, пропуская ежедневно лишь 70–90% автомобилей от своей пропускной способности. В результате отмечаются задержки в доставке.
- По данным белорусских таможенников на польской границе пропускают всего треть грузовых машин от обычного режима работы. Есть альтернативные пути через Финляндию и другие страны Северной Европы, а также через Турцию, что удлиняет сроки перевозок.
- Перевозка грузов из Европы в Белоруссию, Россию, и транзит осуществляются в обычном режиме, без задержки. Сроки доставки сохраняются. Сборные грузы по территории России и Таможенного союза доставляются без перебоев.
Железнодорожные перевозки
С 28 марта Финляндия закрыла движение поездов из России. В результате доставка транзитных грузов пошла альтернативными путями через Азербайджан, Казахстан, Таджикистан, Белоруссию. В этот же день ОАО «РЖД» сообщило об открытии транспортно-логистического комплекса в Забайкальске. Он рассчитан на прием 24 поездов в сутки по направлению из Китая. Открытие комплекса практически на четверть сокращает время обработки вагонов и ускоряет доставку. Таким образом, потоки грузов из Китая по железной дороге идут стабильно, и ожидается их рост.
Морские перевозки
- Отдельные морские перевозчики приостановили сотрудничество с Россией (MSC, Maersk, CMA CGM). Однако поводов для пессимизма нет, тем более что цены на морской фрахт по 8 основным направлениям «Восток-Запал» снижаются ($8832 за 40-футовый контейнер).
- Порты Дальнего Востока и Черного моря работают в штатном режиме Компания «Арт Деливери» доставляет грузы в Россию через территории стран, которые не вводили санкции. Это частично нивелирует потери от ухода некоторых морских перевозчиков.
- Импорт в РФ и транзит в страны Европы из портов Южной Кореи, Китая, Японии осуществляется через Дальний Восток. Увеличилось время ожидания разгрузки в некоторых европейских портах
Логистика подстраивается под обстоятельства
Логистические компании в условиях кризиса активно ищут и находят альтернативные пути доставки импорта. Расширяется сотрудничество с морскими операторами, которые не отказались от захода в российские порты. Часть грузов направляется через сухопутные погранпереходы и далее ж/д транспортом, вместо привычных путей складываются новые транспортные цепочки.
Есть положительные новости: таможенники КНР и России признали взаимный статус уполномоченного экономического оператора (УЗО). Это значительно упростит оформление таможенных документов и выпуск товаров. В конце 2021 года ФТС России разрешило участие стран со статусом УЗО в «зеленом таможенном коридоре». В их число входят Турция, Азербайджан, Индия, Иран, Израиль, а теперь и Китай.
Компания «Арт Деливери» давно работает на логистическом рынке, имеет большой запас прочности и устойчивые связи с перевозчиками из всех стран. Мы стараемся использовать разные виды транспорта, чтобы уменьшить периоды простоев на границе, и найти оптимальный путь доставки, минуя недружественные страны.
Поддержка перевозчиков со стороны государства
В рамках антикризисных мер правительство РФ продлило до конца 2022 года действие многих сертификатов и лицензий, а также разрешило их оформление в упрощенном порядке. Это касается многих видов товаров: бытовой электроники, детских вещей и других товарных групп, ввоз которых сопровождался требованием сертификатов. В некоторых случаях будут приниматься документы иностранных органов по сертификации, подтверждающих безопасность товара.
Правительство планирует зафиксировать до санкционный курс валют в целях уплаты таможенных пошлин на импорт. Кроме того, разрабатывается список товаров, пошлины на которые будут обнулены. Он еще не опубликован, но предполагается, что в него войдут товары повседневного спроса: отдельные продукты питания и сырье для них, составные ингредиенты для фармацевтической промышленности, некоторые виды тканей, нитей, металлоизделий.
ФТС уже перешла в усиленный режим работы и в первоочередном порядке оформляет импортные товары первой необходимости. Среднее время выпуска для них меньше часа. К ним относятся овощи, фрукты, лекарства, промышленное и технологическое оборудование. Кроме того, приоритет в оформлении получили импортеры из стран УЗО.
«Мы сейчас наблюдаем переформатирование сфер влияния, передел рынков производства и сбыта — фактически революционные процессы. Очевидно, что логистика, как связующее звено, принимает в них непосредственное участие. Проявляется отчетливая тенденция: сокращение товарных потоков из Европы со смещением баланса в Турецкую площадку, разворот на рынок Китая с последующим развитием индийского направления. Весьма значимый момент — оплата импорта в валютах стран, участниц торгового оборота.
Конечно, на пути становления новой реальности будут трудности. По словам главы Минпромторга РФ Дениса Мантурова, перестройка логистики займет от 3 до 6 месяцев, в зависимости от обслуживания конкретной отрасли. При этом перебоев с поставками одежды, обуви не ожидается.
Наша компания — опытный логистический оператор. У нас есть все необходимые инструменты для адаптации к новым условиям и желание преодолеть временные трудности с наименьшими потерями. Мы продолжаем работать и помогаем своим клиентам сохранить бизнес, находя для них оптимальные логистические решения даже в текущей непростой обстановке»Ситуацию на логистическом рынке комментирует Генеральный директор логистической компании «Арт Деливери» Рамиль Сулейманов.