Доля товаров народного потребления в импорте из Китая в Россию составляет 38–41%. Несмотря на временное падение объема поставок из Китая в марте 2020 года, ситуация вскоре выровнялась и весь период до гонца года отмечался рост. По данным "ВЭД-Стат", более 50% поставок из КНР поступает в Москву, Санкт-Петербург и Московскую область.
Объемы экспорта из Китая в 2019–2020 г.г. по данным «Вэд-Стат».
Пандемия и переход к маркировке обуви
Китай поставляет в Россию почти 50% всей импортируемой обуви. В 2020 году коронавирусная проблема наложилась на плановый переход к ее маркировке. Китайские предприниматели с пониманием отнеслись к введению новых правил и выразили полное согласие по интеграции в систему цифровой торговли. В июле был проведен вебинар по разъяснению порядка работы российской системы «Честный ЗНАК», в котором приняли участие более 100 китайских обувных компаний и порядка 70 из других сфер легкой промышленности.
Надо отметить, что маркировка поставила перед импортерами и поставщиками обуви из Китая сложную задачу. Существует всего три варианта ее решения: проставление кодов «DataMatrix» непосредственно производителем, на территории РФ до помещения товара под таможенные процедуры, и на складах в Китае до перевозки через границу. В первом случае нередко возникают проблемы, связанные с большим количеством ошибок, поскольку китайские производители еще не в полной мере освоили новую процедуру. Возможность организовать маркировку на СВХ в России также есть не у всех импортеров.
«Арт Деливери» заранее подготовилась к маркировке обуви, используя современное программное обеспечение. На территории Китая у нас есть собственные склады, а также мы тесно сотрудничаем с партнерами в КНР. Мы предлагаем импортерам помощь в маркировке товаров удобным для них способом. Несмотря на то, что этот год выдался сложным, мы стараемся выдерживать свои обязательства, осуществляя поставки товаров из Китая в течение 30 дней.
Экспорт текстиля и одежды из Китая
По словам гендиректора Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс (интервью NTERFAX.RU) производство многих международных и российских брендов одежды и обуви осуществляется в Китае (Benetton, H&M, Befree, Mango, Zolla, SELA). Мартовскую задержку товаров покупатели практически не заметили, так как большинство российских торговых компаний располагает запасом товаров на 2–3 месяца. Основные издержки «пандемийного» периода легли на плечи логистических компаний и поставщиков.
Китай является крупнейшим поставщиком текстильных изделий в мире, доля его экспорта в этом сегменте составляет около 50% мировой торговли. Поставки тканей из КНР начались только в апреле 2020 года, однако далее демонстрировали положительную динамику. Экспорт одежды полностью восстановился в августе, но в целом к концу года его объемы были ниже прошлогодних показателей на 6,4%. Увеличилась доля тканей, в частности, за счет материалов для изготовления защитных масок.
Прогнозы по экспорту из Китая на 2021 год
Статистика говорит о том, что экономика Китая достаточно быстро восстановилась после шока, пережитого в первом квартале 2020 года. По словам Чжао Цзиньпин (директор по ВЭД исследовательского центра КНР) в 2021 году страна рассчитывает на «скромный» подъем роста внешней торговли примерно на 10% (ChinaLogist.ru). Отсюда следует, что год будет благоприятным для импорта из Китая.
При этом не исключено повышение цен на обувь и одежду, что объясняется возникшей в начале года проблемой с дефицитом морских контейнеров. Дело в том, что Китай быстрее других стран справился с последствиями пандемии, и готов экспортировать товары из страны в прежних объемах. Однако многие морские суда «зависли» в портах стран, откуда их невыгодно перегонять обратно в КНР «порожняком», а экспортировать нечего.
В результате объем перевозок из Китая морским транспортом резко сократился, а логистика подорожала. Сильнее всего эта ситуация отразится на рынке одежды, обуви, сумок, украшений, поскольку в первую очередь загружаются контейнеры со скоропортящимся товаром. Пока ритейлеры сегмента fashion удерживают цены, используя старые запасы, но, вероятнее, всего избежать повышения розничных на фэшн-рынке в 2021 году не удастся.