Начало 2020 года обозначилось неожиданной вспышкой эпидемии коронавируса, что повлекло за собой временное закрытие грузосообщения с Китаем.
Взаимоотношения региональных транспортно-логистических компаний, которые выстраивались в этом направлением на протяжении многих лет, стали напряженными, затяжными и сложными. Существующая логистическая инфраструктура не достаточно оперативно справляется с текущим грузопотоком. Но инвестиционные проекты запущены и продолжают работу.
Посмотрим, как оценивают эксперты перспективы транспортно-логистической отрасли и пути выхода из кризиса.
Логистика и потенциал Западной Сибири
Новосибирская область – геоцентр Евразии. Значение Новосибирска, как крупного транспортного узла, переоценить невозможно.
Здесь располагаются международный аэропорт, Транссиб, три федеральные трассы, крупный железнодорожный узел. Охват территории радиусом свыше 750 км с более, чем 13 миллионами населения, позволяет сравнить область с европейской страной и рассматривать как образцовую модель построения транспортных и логистических узлов.
Около 25% - 30 резидентов зоны – это логистические центры крупнейших ритейлеров, в том числе продовольственных. На долю Новосибирска приходится 80% логистических комплексов Западной Сибири.
По концентрация складских комплексов Новосибирск – лидер региона, на втором месте – Красноярск.
Инвестиции в транспортно-логистический комплекс и песпекивы развития отрасли Сибирского региона
Зырянов Александр, генеральный директор Агентства инвестиционного развития Новосибирской области, подчеркнул, что и в сложных условиях важно наладить взаимодействие с инвесторами.
Так, строительство транспортно-логистического центра «Сибирский» должно решить проблему с обслуживанием контейнерных поездов. К 2024 году прогнозируется четырехкратный рост грузопотока Европа – Китай и сокращение сроков доставки грузов до 7 дней.
Активно возводятся 11 опорных транспортно-логистических центров, которые будут оказывать полный комплекс услуг, включая таможенное оформление.
Одним из крупнейших станет Новосибирский ТЛЦ, мощностью до 300 тыс. условных контейнеров. ТЛЦ будет оснащен прогрессивной погрузочно-разгрузочной техникой, программным обеспечением собственной разработки, способным учитывать даже климатические условия при работе в зимний период. Из-за форс-мажора–эпидемии коронавируса, строительство сместится на три месяца. Но к концу 2021 года первый состав будет принят, а к 2023 году комплекс выйдет на проектную мощность.
Ян Александровский, директор по развитию «САСКО Лоджистик» (ГК «Сахалинское морское пароходство»), член СД «Промышленно-логистический парк «Восточный», отметил, что Китай диверсифицирует свои грузопотоки. И что России не стоит рассчитывать, на получение всех грузов Шелкового пути. Тем не менее, нужно развивать отношения с различными представителями китайских компаний, показать себя надежными деловыми партнерами.
Изменения в отрасли в условия эпидемии коронавируса
Что же происходит сегодня в отрасли?
Сергей Максимов, президент "Союза транспортников, экспедиторов и логистов Сибири" отметил, что 2019 год позволил нарастить объем перевозок до 40, 8 млн тонн по сравнению с 39,2 млн в 2018 году.
В результате эпидемии коронавируса упали общие объемы автотранспортных и авиаперевозок, в апреле они сократились в среднем по стране на 30-50%.
Небольшой рост наблюдается только в перевозках медицинских изделий и оборудования, что объясняется повышенным спросом на эти товары в период борьбы с заболеваниями.
В начале режима самоизоляции наблюдался рост по перевозкам продуктов питания, но теперь, когда опасения о нехватке продовольствия исчезли, снижение демонстрирует и этот кластер грузоперевозок.
Максимов прогнозирует рост в отрасли не ранее сентября 2020, и в лучшем случае лишь от низкой базы марта – апреля 2020 года.
В этих условиях возрастает роль отраслевых объединений, которые в тесной связке с властями могут решить задачи поддержки отрасли на плаву и дальнейшего ее развития.
Логистике свойственны сезонные колебания, отметил Александровский («САСКО Лоджистик»). На январь традиционно приходится спад, в марте – подъем.
Однако, в этом году из-за падения импорта из Китая и Юго-Восточной Азии образовался дисбаланс контейнеров, в портах и железнодорожных станциях. Обратной загрузки нет, транспорт стоит, ожидая импортных контейнеров. Ощущается явная нехватка порожних контейнеров для отправки в приоритетном направлении на Дальний Восток, что приведет к удлинению сроков доставки и удорожанию отправок.
Во втором квартале ситуация усугубится, прогнозируется дальнейший спад отправок на Дальний Восток.
Восстановление начнется не ранее третьего квартала 2020, прежние объемы могут вернуться к концу 2020 года, но при условии относительно позитивных макроэкономических показателей, в том числе цены на нефть не ниже 30-35долл за баррель.
Возрастающая роль цифровизации бизнес-процессов
В ужесточившихся экономических реалиях возрастает роль цифровизации логистических процессов. Михаил Кудринский, основатель компании DATABRIZ, считает возможным повысить эффективность бизнеса за счет цифровых сервисов.
Ключевые тренды цифровизации- Развитие сервисов превентивной аналитики позволит строить прогнозы на основе предыдущих данных. Система позволяет мониторить наличие подвижного состава, рассчитывать прогнозные даты прибытия, исключить дефицит транспортных единиц.
- Моделирование грузопотоков в режиме онлайн в случае аварий, выхода из строя цепочки экономических связей, умное реагирование на аварии и ремонты.
- Дистанционный контроль технического состояния транспорта.
- Сервисные модели цифровых продуктов, когда потребитель не инвестирует в разработку нужного сервиса, а приобретает подписку на предоставление такого сервиса на нужный ему срок.
Кудринский также отметил, что практически все пользователи отказываются от установки информационных систем на территории заказчика, все переводится в облака. Возрастает роль больших данных и машинного обучения, в том числе для мониторинга состояния автотранспорта.
Компании, работающие в сферах ИТ, проще и быстрее перешли на удаленный режим работы, чем их заказчики, отметил специалист. Особенно тяжело пришлось компаниям с развитой сетью служб безопасности. Чем жестче требования этих специалистов, тем тяжелее перевести рабочие процессы в онлайн. Крупным компаниям потребовалось две-три недели, чтобы отладить операционные процессы в новых условиях.
Выводы
Анализ экспертных оценок о ситуации в Западно-сибирском регионе позволяет выявить общие тренды и сделать прогнозы для логистической отрасли всей России. Подведем резюме по ситуации, прогнозам и рекомендациям экспертов отрасли.
- Эпидемия коронавируса и связанные с ней карантинные ограничения в апреле 2020 привели к падению объемов транспортно-логистических услуг от 30 до 50%.
- Начало восстановления и рост оборотов к апрелю эксперты прогнозируют в третьем квартале 2020 г.
- При стабилизации мировых цен на нефть восстановление прежних объемов возможно к концу 2020 г.
- В Западной Сибири продолжается активное строительство 11 ТЛЦ и планируется их постепенный ввод в строй к 2023 г.
- К 2024 году эксперты прогнозируют 4х-кратный рост объемов перевозок Европа – Китай.
- В текущей кризисной ситуации конкурентным преимуществом обладают компании, способные оперативно наладить удаленную работу, в бизнес-процессах которых высока доля цифровых облачных технологий.
- Использование систем электронного документооборота и вовлеченность в него контрагентов позволяет избежать проблем с подписанием договоров и прочих документов, даже если речь идет о пролонгации или изменении условий контрактов, в том числе с инвесторами.
- Применение новых цифровых облачных сервисов дает возможность руководителям бизнеса оперативно отслеживать изменения, моделировать и просчитывать финансовые потоки на несколько месяцев вперед и принимать своевременные решения.
- Бизнесу сейчас необходимо не только поддерживать отношения с инвесторами, но и изыскивать новые деловые контакты для развития сети грузоперевозок по направлению Китай и Юго-Восток. Действовать при этом нужно сообща с отраслевыми объединениями, чтобы доносить позицию отрасли до региональных и федеральных властей.