Fashion ритейлеры пришли к парадоксальному выводу: главные последствия пандемии в том, что она запустила и ускорила текущие процессы реструктуризации системы фэшн-продаж. Компании, рассчитывающие просто «переждать» тяжелые времена в надежде на обвальный шопинг после снятия ограничительных мер, рискуют остаться в аутсайдерах рынка. Успешное развитие бизнеса прямо связано с тем, как быстро ритейлер отреагирует на ключевые тенденции в развитии Fashion–индустрии.
Увеличение доли продаж в онлайн-сегменте
Этот тренд наблюдался и раньше, пандемия многократно ускорила процесс. За период самоизоляции покупатели приобрели привычку делать покупки онлайн и оценили удобство маркетплейсов. По данным Fashion Consulting Group (FCG) онлайн-продажи одежды в 2019 году составили 12% от общего объема розничного рынка. В 2020 году эксперты прогнозируют рост этого сегмента в России до 18%. Прогнозные цифры приближаются к показателям европейских стран: 18–20% (Великобритания, Германия, США).
Даже ритейлеры, которые планировали расширять представительство в офлайне, вынуждены менять стратегию. Они идут на сотрудничество с крупными онлайн-площадками, создают собственные маркетплейсы. В интернет-магазинах появились виртуальные витрины, виртуальная примерка, выставки. До 90% потребителей предпочитает сервисы с возможностью примерки и расчет банковской картой. Новые правила игры повышают планку качества, как товара, так и сервисного обслуживания.
Изменение структуры операционной деятельности
Увеличение спроса на онлайн-услуги неизбежно ведет к изменению внутренних логистических процессов компании-ритейлера. Скорость доставки товара покупателю стала очень важным конкурентным преимуществом. Это дает толчок развитию фулфилмента — комплексной услуге для интернет-магазинов, обеспечивающей быстрое движение товара с момента оформления заказа до получения его покупателем.
К сожалению, пока логистические компании не полностью готовы к массовому переходу ритейлеров в онлайн. Мы видели, что практически все крупные игроки рынка испытывали трудности с удовлетворением возросшего онлайн спроса во время развития пандемии.Директор по логистике Декатлон, Александр Шульц
Крупные игроки рынка сегодня идут на сокращение торговых офлайн-площадей, особенно в ТРЦ. Уже в 2019 году Shopping Index в торговых центрах Москвы был на 17% ниже уровня 2013 года, и пандемия способствовала его дальнейшему снижению. Разумеется, офлайн-магазины будут жить — многие покупатели рассматривают их посещение как неотъемлемую и приятную часть шопинга. Кроме того, далеко не вся возрастная категория населения готова к переходу в интернет-магазины. И все же трансформация и диджитализация ритейла неизбежны — пандемия привела к изменению социальных и потребительских моделей. К ним необходимо адаптироваться.
Компании увеличивают количество пунктов выдачи заказов, в том числе с курьерской доставкой, на периферии — в городах с населением 100 тыс. человек и меньше. В них проживает около 80% населения России, и этот сегмент стал интересен фэшн-ритейлерам.
Рынок доставки для e-commerce переживает настоящий бум. В текущих условиях все, у кого такая возможность есть, перешли в онлайн. И, если раньше fashion-ритейлеры не особо стремились в города с населением 50-100 тысяч, сейчас ситуация в корне изменилась. Многие из них начинают осваивать новые территории, поскольку ранее зачастую не были там представлены в должной мере.Коммерческий директор «Курьер Сервис Экспресс» Владислав Ивойлов
Диджитализация брендов
Крупные бренды активно переходят на стратегию D2C: развивают продажи через социальные сети, мобильные приложения, сервисы аренды одежды, продвижение через Яндекс.Дзен. Стали актуальны все диджитал-инструменты, на которые обращали мало внимания. Если раньше фэшн-бизнес строился преимущественно на грамотном расположении точек продаж, то сейчас на первый план выходит покупатель. Все вращается вокруг потребителя: мы максимально хорошо удовлетворяем его запросы — он продвигает нас.
Эксперты Fashion-индустрии сходятся во мнении, что рынок находится на пороге крупных перемен, и на полное его восстановление потребуется не менее 1,5 лет.
Потребитель уже никогда не будет прежним: он переориентирует спрос, изменилось покупательское поведение. Пандемия, как лакмусовая бумажка, высветила «узкие места» и подтолкнула ритейлеров к внедрению новых моделей продаж, цифровизации бизнеса и поиску нетрадиционных путей привлечения трафика.
Fashion-индустрия — сложная система, включающая множество игроков: от фабрик-производителей, международной и внутренней логистики до конечного потребителя. Полное выправление ситуации и восстановление рынка станут возможны только тогда, когда все звенья этой цепочки будут настроены на новую реальность.
В международной логистике отмечается явный рост спроса на доставку сборных грузов. LTL-перевозки дают значительное преимущество в скорости поставки товара, что важно для сезонных продаж и повышения оборачиваемости активов ритейлера. Услуга полного цикла ВЭД — от закупки товара до его доставки в торговую точку, которую мы предоставляем, дает возможность нашим клиентам направить все свое внимание на развитие своего бизнеса: увеличение продаж, в том числе в онлайн-формате.Рамиль Сулейманов, генеральный директор ГК «АРТ Деливери»