Как кризис сказался на торговле одеждой и обувью
Падение курса рубля, повышение ставки НДС, ужесточение режима онлайн-касс негативно отразились на маржинальности розничной торговли одеждой. Накопить «на черный день» не получается, бизнес живет, пока есть выручка.
После введения карантинных мер большинство фешен-сетей обязали перевести сотрудников на удаленный формат с сохранением заработных плат за счет работодателя. Конечно, владельцы розничных точек осознают, что здоровье населения крайне важно. Но при этом все просчитывают, чем платить сотрудникам. Решают проблемы с налоговиками, арендодателями, банками-кредиторами. Первоочередная задача – постараться не разориться. Сверхзадача – удержать поставщиков и клиентов, не говоря уже о персонале.
Светлана Можаева, заместитель генерального директора сети Familia (294 магазина в России), отмечает, что непродуктовый ретейлер с большим количеством сотрудников и магазинов вправе рассчитывать на поддержку государства в части уплаты налогов и взносов, субсидированных кредитов и пр.
Часть ритейлеров надеется, что карантин закончится ранее 30 апреля, торговые центры заработают. Ведь президент обещал, что это может случиться, если ситуация станет улучшаться. Губернаторы в регионах уполномочены самостоятельно принимать решения о досрочном прекращении режима удаленного бездействия. Тем не менее, пессимистичные прогнозы относят дату завершения карантина на после праздничные дни.
По прогнозу Ильи Ярошенко, президента розничной сети Baon (120 магазинов на 01.01.2020) ранее июня рассчитывать на прекращение карантинных мер не следует. И восстановление в целом будет сложным, поскольку макроэкономика в целом тоже пострадала, а доходы населения упали.
Что помогает выжить в кризис
1. Сократить затратыДом Моды Henderson (160 магазинов мужской одежды) сокращает все возможные затраты: договаривается с поставщиками об отсрочках, сокращает заказы на осень-2020. Рубен Арутюнян, владелец Henderson, заключает, что поставщики зачастую идут навстречу и надеется, что арендодатели также смягчат условия аренды.
2. Подключить и расширить онлайн продажиОчевидный выход – расширение онлайн канала продаж. Так, сети Melon Fashion Group (более 800 магазинов одежды ZARINA, befree, LOVE REPUBLIC и SELA, более 5 000 сотрудников) часть расходов на поддержку бизнеса удается покрывать за счет интернет-продаж, причем не только на собственных площадках брендов, но и на маркетплейсах Lamoda, Ozon, Wildberries.
Маркетплейсы, однако, тоже находятся не в слишком благоприятных условиях. Запрет примерки и введение предоплаты сдерживают продажи. Так, после введения 100%-ной предоплаты реализация брендов Eleganzza и Labbra упала в 3-4 раза.
Хотя в первую неделю самоизоляции в Wildberries общее число заказов снизилось, но теперь наблюдается рост спроса на модную одежду. С 28 марта по 3 апреля продажи одежды в Wildberries в штуках выросли на 6% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года; аксессуаров продано в 1,5 раза больше, а вот спрос на обувь снизился.
3. Изменить формат продаж и ассортимент товаровЕще один тренд вынужденный тренд – переформатирование, смена ассортимента. Так, «Гретта», крупнейший российский поставщик кожгалантереи и текстиля, стала дистрибьютором производителя систем обеззараживания воздуха, а также начала выпускать антибактериальные салфетки под собственным брендов.
Обращение ритейлеров к президенту и правительству
Ритейлеры единодушны в том, что разумной мерой поддержки государства стал бы возврат из казны 20-30% ранее выплаченных налогов за 2019 год, это серьезное подспорье для отрасли, хотя и не панацея.
49 ритейлеров 6 апреля направили открытое письмо президенту и премьер-министру. «Стокманн», БНС, «Эконика», Inventive Retail Group, Samsonite и другие предложили:
- Отсрочить до конца года выплаты НДС и налога на прибыль.
- Софинансировать расходы на оплату простоя работников.
- Отсрочить выплаты процентов по кредитам до конца 2020.
Государство поддержит фешен-ритейл
15 апреля Президент России предложил включить непродовольственный ритейл в список особо пострадавших отраслей. Правительство отреагировало быстро.
18 апреля Михаил Мишустин утвердил изменения в перечень пострадавших от коронавируса отраслей в Постановлении №540 от 18 апреля 2020 года. В перечне появился новый раздел «Розничная торговля непродовольственными товарами», включающий в том числе торговлю автомобилями, автотранспортными средствами и мотоциклами, деталями, узлами и принадлежностями к ним, товарами общего ассортимента, информационным и коммуникационным оборудованием, товарами культурно-развлекательного назначения, текстилем, одеждой и обувью.
Теперь ритейлеры точно могут рассчитывать на помощь государства в кризисный период.