Время маленьких магазинов
В период экономического спада модной индустрии и невысокого покупательского спроса небольшие форматы магазинов для ритейлеров стали выгоднее. Меньше площадь – меньше арендная плата, в разы ниже, чем в крупном торговом центре. Небольшой магазин в регионе запустить проще, сэкономить и на стартовых затратах на открытие, и на аренде. В регионах (в отличие от Москвы) можно применить налоговый спецрежим ЕНВД.
Рыночные ниши в маленьких городах часто не заполнены, поэтому шансы на успех повышаются. Проще экспериментировать с новыми видами товаров, с коллекциями разных ценовых категорий и брендов, тем самым сформировав базовый ассортимент.
Протестировав потребности покупателей на одной торговой точке, можно тиражировать, открывать новые магазины. При падении спроса сменить локацию без существенных затрат.
Онлайн продажи растут
Интерес потребителей к онлайн-торговле понятен. На онлайн-витринах сегодня представлен широкий ассортимент. Покупатель может легко сравнить товары и заказать. Доставка работает быстро. А если товар не подошел, можно отказаться от покупки. Не нужно тратить время на дорогу и на хождение по магазинам. Даже добираясь до стационарной торговой точки, покупатели нередко проводят предварительную подготовку - изучают ассортимент на сайтах тех самых магазинов, куда потом зайдут для быстрой покупки. Растет популярность предзаказов: оформить заказ и забрать его в удобное время, чтобы не дожидаться курьера. К тому же, есть возможность примерить выбранную одежду или обувь, убедиться в качестве ткани или кожи.
Поведение потребителей меняется
По данным аналитиков Nielsen, только 12% российских потребителей остаются верны однажды выбранному бренду. Остальные 88% регулярно переключаются между конкурирующими товарами. Сегодня это происходит в полтора раза чаще, чем пять лет назад — таковы результаты глобального опроса более 30 тысяч потребителей в разных странах. Выборка респондентов исследования в России по полу и возрасту соответствовала структуре пользователей отечественного интернета.
Положительные отзывы в интернете, рекомендации знакомых служат стимулом попробовать новый для себя бренд у 44% опрошенных, а каждого третьего, 32% из опрошенных, привлекает сама возможность приобрести товар онлайн.
Подавляющее большинство, 81% потребителей по всему миру, по данным Nielsen, ожидает от компаний заботы об окружающей среде. Изменения потребительских ожиданий заметно и в модной индустрии, особенно выражено в предпочтениях потребителей luxury-брендов. Так, в США влияние бренда на экологию учитывают почти 48% покупателей-миллениалов, родившихся в период с 1982 по 2000 годы. Примерно та же доля этого поколения в России, заявляет о желании покупать экологичные товары.
Как сегодня выбирают бренды
Помимо цены, на решение о покупке бренда влияет удобство и качество продукта, а также ряд дополнительных факторов. 51% потребителей доверяют обещаниям на упаковке, для 32% важна онлайн-доступность, а 26% потребителей выбирают социально-ответственные марки.
- Удобство – 64%
- Качество – 61%
- Заявления на упаковке – 51%
- Обзоры и рекомендации – 44%
- Дополнительные преимущества – 38%
- Доступность онлайн – 32%
- Социальная ответственность – 26%
- Реклама в соцсетях – 21%
Экологичность - стратегия будущего
C 2012 года компания H&M выпускает экологическую линию одежды Conscious Exclusive В производстве этой марки используют инновационные материалы, такие как переработанный кашемир, ткани Tencel и Refiibra из переработанных хлопковых отходов и древесной массы, органический хлопок, органическое конопляное волокно и переработанное серебро. Для отделки моделей применяются бусины и стразы из переработанного стекла и акрила.
В 2019 году компания представила премиальную коллекцию вечерней одежды Conscious Exclusive, в которую также вошли экологичные аксессуары, например, серьги из переработанного пластика и туфли с лентами из переработанного полиэстера. Натуральную кожу в этой шикарной коллекции заменили целлюлозные волокна из листьев ананаса. H&M использует в производстве остатки материалов и старую одежду и намерена довести долю перерабатываемого сырья до 100%.
Производитель одежды и снаряжения для альпинистов Patagonia уже 46 лет пропагандирует экологичное производство, жертвует 1% доходов экологическим организациям вдобавок к $74 млн. в год, которые перечисляет на регулярной основе. Кроме того, компания построила крупнейший центр переработки в Северной Америке.
Экотренды периодически критикуют, но компании не намерены отказываться от них. Дело не только в стабильном росте выручки. По прогнозам Financial Times, к 2020 году поколение миллениалов станет тратить больше, чем предыдущее поколение X. Эти покупатели будущего чаще изучают перед покупкой свойства товара, способ его производства. Они уверены, что бренды должны решать проблемы окружающей среды и социальные задачи. С учетом этого игроки рынка определяют свои маркетинговые и производственные стратегии, рассчитанные на долгосрочный период.
При подготовке статьи использованы материалы РБК Pro и опроса «Антилояльность» The Nielsen Company.