По статистике Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) за 8 месяцев текущего года ее рост составил 39%, а доля в общем торговом обороте непродовольственных товаров выросла до 11,2% (в 2021 году этот показатель составил 8,4%). Практически половину (46,5%) оборота обеспечивают маркетплейсы, при этом две третьих части приходятся на пятерку лидеров: Wildberries, OZON, AliExpress, Яндекс Маркет и СберМегаМаркет.
Отчетливо прослеживается тенденция расширения круга покупателей за счет регионов. Если три года назад Москва занимала почти 70% рынка по количеству и объему заказов, то сейчас ее доля составляет порядка 20%. Еще около 18% в совокупности обеспечивают Московская область и Санкт-Петербург, и свыше 60% приходится на российские регионы. Наиболее активно интернет-торговля развивается в Краснодарском крае, Ростовской и Самарской областях, в Поволжье и Татарстане.
Ежедневно в регионах открываются десятки новых ПВЗ, что означает активное развитие логистической инфраструктуры по всей стране. Так, в Московской области число вновь открытых в этом году ПВЗ увеличилось на 340 точек (из них 230 приходится на Wildberries). И, это несмотря на то, что в условиях санкций горизонт планирования снизился практически до одного месяца, тогда как в «спокойные времена» он составлял от 4 месяцев до полугода.
Основные пути повышения эффективности бизнеса «на периферии»: полный аутсорсинг, когда логистическая компания берет на себя все функции по реализации товара в цепочке производитель-поставщик-продавец, и коллаборации. Последние представляют собой объединение ресурсов нескольких участников рынка для создания общего маркетингового проекта с целью продвижения товара и получения взаимовыгодного результата.