В начале ноября крупнейшие мировые ритейлеры и бренды одежды опубликовали свои финансовые результаты за 3 квартал 2020 года.
Участники рынка показывают разнонаправленную динамику. Те, кто смог оперативно перевести взаимодействие с пользователями в онлайн, демонстрируют рост оборота, при снижении прибыли – вероятно, из-за инвестиций в «цифровизацию».
Крупнейший китайский ритейлер Alibaba Group Holding показал снижение прибыли за шесть месяцев финансового года, завершившихся в Китае 30 сентября – на 19% в годовом выражении. Прибыль за 3 квартал также снизилась - в 2,6 раза относительно показателя прошлого года, и составила 3,907 миллиарда долларов США. В то же время выручка от розничной торговли за 2 квартал выросла на 26%. Как утверждают представители компании, рост обеспечили именно новые способы монетизации.
Есть и «пострадавшие» – так, британская марка Marks&Spencer, показав падение продаж на 15,8% за 3 квартал, понесла значительные убытки впервые за 94 года. Hugo Boss заявила о сокращении выручки на 26% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, Skechers – о падении квартальной выручки на 3,6% год к году.
В целом, марки «высшего эшелона» пострадали меньше других. К примеру, ЦУМ еще после «первой волны» пандемии отчитался о росте онлайн продаж на 100% по сравнению с прошлым годом. Представители Chanel в ноябре 2020 года объявили о втором за год повышении цен во всех каналах дистрибуции, что, на наш взгляд, говорит о том, что в модном доме не ожидают снижения спроса.
Открытым остается вопрос о перспективах импорта в сегменте одежды и обуви. С одной стороны, уже летом существенно сократился ввоз в Россию готовой продукции из Китая, Турции и других стран. С другой – объем заказов на пошив новых коллекций, по некоторым данным, в тот же период снизился почти до нулевого уровня. Аналитические прогнозы в качестве возможного сценария предполагают, что производители перенесут пошив коллекций в Россию. Это позволит сократить сроки доставки товаров с производства до конечного клиента, и существенно сэкономить на доставке. Для логистических операторов это может означать снижение выручки в этом сегменте. В то же время представители отрасли отмечают, что в стране производство тканей и фурнитуры развито недостаточно, чтобы покрыть потребности внутреннего рынка – а значит, спад в сегменте готовой продукции перевозчики смогут компенсировать выручкой от доставки грузов с тканями, фурнитурой и сопутствующими товарами.
«Очевидно, что эпидемические ограничения ускорили движение нашей отрасли в сторону цифровизации. Сервисы для e-commerce становятся драйверами роста, а роботизация перестала быть задачей далекого будущего. Нужно быть готовыми не только успевать за трансформацией в бизнесе клиентов, но и предлагать опережающие решения, с пониманием перспективности этих инвестиций.»Рамиль Сулейманов, генеральный директор логистической группы компаний «АРТ Деливери»