На начало 2022 года в России присутствовало порядка 25 000 компаний с иностранным участием. По статистике Йельского университета (США) сократили свое присутствие в РФ в той или иной форме около 1000 компаний (легпром и тяжпром вместе). По данным Министерства торговли полностью ушли с российского рынка только 15 компаний, около 200 торговых марок заявили о приостановке деятельности, прекратили инвестиции или поставку товаров на территорию РФ (в отдельных случаях не всего ассортимента, а только новых моделей).
Ребрендинг и продажа торгового знака
Многие бренды переформатировали бизнес в той или иной форме: продали партнерам из других стран, по-прежнему работающим в РФ, или российскому менеджменту, временно передали в доверительное управление. Около 17 иностранных брендов таким образом продолжают свое присутствие в России, среди них компании из США, Польши, Германии, Франции, Испании.
Как правило, при этом проводится ребрендинг. Иногда очень своеобразный, поскольку новое название — это хорошо забытое старое. Так, например, французская сеть косметики и парфюмерии Sephora продала бизнес локальному директору, при этом на магазинах будет красоваться название «Иль Де Ботэ». Его еще не успели забыть, ведь два года назад они были известны именно под этой вывеской.
Такое же решение приняли собственники KFC (Yum! Brands) — они продают бизнес российской компании ООО «Смарт сервис ЛТД». При этом рестораны будут действовать под брендом Rostic’s — это название они носили до ребрендинга 2011 года. Примеров «смены вывески» много, вот наиболее громкие из них (было — стало):
- LPP Group, бренды Reserved, House, Cropp, Mohito и Sinsay (RE, CR, M, «Син», «Хс»), одежда;
- Crocs (КЛЭР), обувь;
- Samsonite (ЧемоданПро), чемоданы, портфели, сумки;
- Reebok (Sneaker Box), спортивная обувь;
- Levi’s (JNS/JEANS’а), джинсы;
- L’Occitane («Л’Окситан рус»), косметика.
Планирует вернуться на российский рынок ZARA. Владелец бренда, испанская компания Inditex ищет возможность зарегистрировать активы в другой стране. Продажи в России составляли 8,5% прибыли компании, и терять такой рынок она, естественно, не хочет. Возвращается и Mango в новом обличье: распространять товары сети берется турецкая фирма Fiba Retail на базе магазинов Marks&Spencer (33 точки в Москве). Закуп товаров будет производиться через параллельный импорт.
Какие зарубежные бренды продолжают работу
Достаточно много зарубежных компаний осталось в России, не афишируя свою деятельность и сократив рекламу (236 компаний). Они продолжают работать в прежнем режиме. Если говорить о потребительских товарах, то среди них:
- Alibaba, Anta Sports (Китай);
- Auchan-Retail, Babolat, Bonduelle, Camille Albane, Clarins, Jean Cacharel, Lacoste, Valeo (Франция);
- Benetton, Calzedonia, Giorgio Armani (Италия);
- KLAAS, KLINTON, Globus (Германия);
- Chipita (Греция);
- Gorenje (Словения);
- Tom Ford (США);
- Zepter (Швейцария).
Еще 160 компаний продолжают вести деятельность, объявив о сокращении инвестирования (маркетинг, разработка). Среди них бренды из США, Италии, Германии: CAPRI Holdings (Versace, Michael Kors, Jimmy Choo) — отменили только онлайн-продажи и рекламу, торговые точки действуют; Colgate-Palmolive (товары для гигиены и здоровья продаются); De'Longhi (бытовая техника); Ehrmann, Hochland (продовольственные товары), Yokohama, Yves Rosher, Procter & Gamble Co (Pampers, Always, Gillette, Tide, Ariel, Fairy Pantene, Head & Shoulders, Old Spice). Еще 172 компании объявили о сокращении операционной деятельности, но продолжают продажи (Oriflame, Valentino). Около 500 компаний приостановило деятельность: ждут удобного момента для ее возобновления.
Новые торговые марки в России
В 2022 году на российский рынок впервые вышло 5 иностранных брендов. Это вполовину меньше, чем в предыдущем году (по состоянию на октябрь). Компания Vilhelm Parfumerie (США) открыла фирменные точки в Москве, раньше парфюм этой торговой марки продавался в мультибрендовых магазинах (Л`Этуаль).
Турецкий бренд одежды Perspective открыл пять магазинов в торговых центрах России, ранее изделия этой торговой марки продавались в универсальных магазинах и на маркетплейсах. На российский рынок вышли китайские бренды спортивной одежды и обуви Li-Ning и Anta Sports, японский бренд L&L Skin — товары для ухода за кожей.
Ведут активные переговоры об открытии бизнеса в России производители одежды из Турции LTB Jeans, ADL, Mudo и другие. Планируют открытие до конца года турецкие рестораны Little Kitchen, а также кафе-магазины Arabica. Начала работу в российских ТРЦ сеть кофеен Coffee Boom (Казахстан). Освобождающие площади в торговых центрах занимают мультибрендовые магазины с предложением одежды, обуви, аксессуаров от производителей Китая, Кореи, Индии, Турции, Ирана. Многие западные компании ищут способ продолжить бизнес через партнеров из стран Востока и ЕАЭС.
Трудно сказать, как будет развиваться ситуация в дальнейшем. Наблюдается отчетливая тенденция зарубежных компаний с помощью разных маневров продолжить свою работу на российской территории. Некоторые тихо и без рекламы возвращаются, другие меняют юридическое лицо и продолжают продажи. Очевидно одно: конца света не случилось, так или иначе ритейлеры наполняют витрины и полки магазинов, дефицита потребительских товаров не наблюдается. У многих иностранных компаний интересы бизнеса перевешивают политические мотивы, и скорее всего, мы увидим много интересных событий в разных сегментах нашего рынка.