Отметим, что законопроект с переносом сроков маркировки направлен в Госдуму еще летом 2018 года, однако не нашел поддержки экспертной комиссии при правительстве и был отклонен профильным комитетом Госдумы.
Бизнес-сообщество, в том числе эксперты АРТ Деливери, а также общественные организации и ассоциации обеспокоены недостаточной проработкой процессов маркировки. Об этом же говорится и в законопроекте. Есть риск, что вместо положительного эффекта и чистки рынка России от контрафакта идея защиты потребителей с помощью цифровых технологий может обернуться негативными последствиями и для потребителей, и для бизнеса. Тем более, что государство уже имеет опыт поспешного внедрения новой технологии – во время построения системы контроля над производством и оборотом алкоголя (ЕГАИС). Ушло несколько лет на то, чтобы наладить бизнес-процессы в отрасли.
Предложение отложить маркировку на 01.01.2022
Инициаторы законопроекта, включая вице-спикера Госдумы Ольгу Епифанову и первого зампреда Комитета по государственному строительству и законодательству Михаила Емельянова, предлагают отложить маркировку на 1 января 2022 года. За это время предстоит выработать прозрачные правила и создать условия для введения обязательной маркировки. Генеральный директор ГК АРТ Деливери Рамиль Сулейманов отмечает, что отсрочка положительно скажется на работе всех участников рынка. За это время можно оценить целесообразность, трудоемкость и временные затраты операций, стоимость оборудования и оптимизировать бизнес-процессы маркировки по разным группам товаров. В том числе, предоставить возможность импортерам сборных грузов маркировать только оптовые заказы и передавать коды ритейлерам, а розничным магазинам наносить коды на товары как обычно, на местах продаж.
Отметим, что российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) предупредил Вячеслава Володина, главу Госдумы и Дмитрия Медведева, главу Правительства РФ, о неготовности отрасли к внедрению маркировки лекарств, о рисках роста цен и технических сложностях. Правда, оператор системы «Честный знак» обещает устранить неполадки к 1 января 2020 года.
По данным РСПП, к 1 сентября 2019 промаркировано более 28 млн упаковок 5370 препаратов. После завершения внедрения маркировки предполагается отслеживать 6,5 млрд упаковок лекарств от более чем одной тысячи производителей.
Гигантские объемы маркировки прогнозируются не только в фармацевтической отрасли. Принимая по внимания национальный масштаб проекта цифровой маркировки, возможные риски, издержки и последствия ошибок для экономики, представители бизнеса и законодателей призывают к взвешенному подходу и поиску оптимальных решений.