Уровень цен на грузоперевозки из Европы
Гендиректор АСМАП (российская ассоциация международных перевозчиков) в конце апреля направил письмо вице-премьеру РФ, где указал следующие цифры: «в январе 2022 года средняя ставка на перевозку груза стандартным тентированным полуприцепом из Германии в центральные регионы России составляла примерно €3 200, после 16 апреля — €12–15 000. Одновременно увеличились тарифы и на обратный путь: с €2 000 до €6 000 –9 000.
Эта ситуация, хотя и в разной степени, наблюдается по всем маршрутам: из Италии, Польши, Прибалтики. Так, отправить тент из Таллина в Санкт-Петербург в начале года можно было примерно €1000, в мае это обойдется в €3 500–4 500. Немногим более стоила доставка груза из Финляндии (Котки) в Москву: порядка €1000, сейчас ставка не менее €7000.
Очевидно, что рост тарифов на перевозку грузов из Европы влечет за собой существенное удорожание товаров для российского потребителя, так как импортеры несут повышенные расходы. Причем это в отношении товаров, не запрещенных к экспорту из ЕС, а для тех, ввоз которых в РФ прямо невозможен из-за наложенных санкций, стоимость доставки возрастает еще больше. Они требуют промежуточного оформления через посредников третьих странах.
Схемы доставки в объезд Европы
Осталось не так уж много коридоров для перевозки грузов из ЕС без участия европейских перевозчиков. Это схемы доставки через Сербию, Турцию, Азербайджан. Разумеется, они длиннее, и их пропускная способность ограничена. Так, доставка груза из ЕС в Россию через Турцию увеличивает логистические расходы в 3 раза. Кроме того, это существенно удлиняет сроки перевозки, пропускные пункты в этих странах стали «бутылочным горлышком» — время ожидания перехода через границу увеличилось, иногда грузовики простаивают по 10 дней.
Что касается подсанкционных товаров, то здесь уже образовалась отлаженная схема поставок. Грузы поступают в адрес турецких, сербских и других получателей, затем оформляются документы на их перевозку в России. Понятно, что посреднические услуги также увеличивают стоимость логистики.
Например, в Сербии это примерно плюс 1,5% от инвойсной стоимости, в Турции от от 3 до 13%. Сама по себе схема «параллельного импорта» со сменой получателя-отправителя грузов из ЕС вполне рабочая. Например, в Тузле уже сдаются специальные склады под такие товары для российских предпринимателей, налажены схемы конвертации валюты.
Белорусская схема транспортировки грузов
Республика Беларусь в ответ на санкции ЕС также запретила передвижение европейских перевозчиков по своей территории. Теперь они доставляют грузы только до границы республики, а далее производят перецепку полуприцепов или перегрузку на белорусский транспорт в 14 специальных пунктах, которые открыты для этой цели.
Под ограничение не попадают:
- негабаритные и специальные грузы, следующие с получением разрешения Минтранса;
- автомобили, перевозимые на автовозах и сами средства доставки.
Компромиссное решение белорусских властей сохранило коридор доставки грузов из Европы через Белоруссию, однако сроки увеличились. Перегрузки на специальном пункте иногда приходится ожидать несколько дней. Безусловный плюс в этом решении — сохранение рынка для местных перевозчиков и относительное снижение стоимости доставки грузов.
В России пока присматриваются к опыту Белоруссии. Национальная ассоциация грузоперевозчиков активно пробивает такое решение, пытаясь хоть сколько-нибудь облегчить положение российских транспортных компаний. Гендиректор АСМАП Андрей Курушин заявляет о потере нашими компаниями рынка с доходами €2,5–2,7 млрд в год.
Однако пока Правительство на это не идет, так как сильное сопротивление оказывают российские производители товаров. Они остро нуждаются в импортных запчастях, комплектующих, ингредиентах, и опасаются, что запрет на въезд европейских перевозчиков в РФ и организация перегрузок нарушат графики поставок. В свою очередь, Курушин утверждает, что если иностранные перевозчики не смогут заезжать дальше российских пограничных терминалов, это снизит общую стоимость грузоперевозок из Европы. Тем более, что на внутрироссийских маршрутах ставки с конца марта по конец апреля они снизились в среднем на 7,9%.
Индекс ATI.SU FTL РФ показывает ставки на грузоперевозки по российским маршрутам.
Межведомственная делегация РФ 12 мая посетила Беларусь, чтобы изучить схему работы соседей по перецепке европейских грузов. Было отмечено, что такое решение учитывает, как интересы национальных транспортных компаний, так и производителей — получателей импорта. Однако организация этой работы требует времени и затрат.
Нужно отметить, что белорусская схема не срабатывает в отношении некоторых транзитных грузов. Например, фуры из ЕС, перегруженные на автомобили с белорусскими номерами, останавливают на границе Казахстана. Законодательство РК не разрешает таможенный транзит в случае перегрузки или перецепки на территории страны, не являющейся пунктом отправления или назначения. Таким образом, необходимо найти решение на международном уровне.