Участники оборота маркированных товаров обязаны передавать в систему «Честный ЗНАК» информацию о товаре и его перемещении по логистической цепи: сообщать о производстве или импорте, приемке, отгрузке и продаже. Поэтому существует потребность в программном обеспечении, способном поддерживать все процессы, от производства товара до реализации через онлайн-кассу.
Правила маркировки товаров закреплены в постановлении Правительства РФ от 05.07.2019 № 860. Так, при ввозе товара в Россию импортер должен получить коды маркировки и договориться об их нанесении на товары на складе поставщика или производителя. Или же самостоятельно промаркировать товары на транзитном либо таможенном складе.
Что должен сделать импортер
- Зарегистрироваться в ГИС МТ (Государственной информационной системе мониторинга товаров).
- Описать товар.
- Заказать коды маркировки.
- Нанести коды на товар.
- Провести таможенное оформление.
- Отчитаться о вводе товара в оборот.
Маркировка на всех этапах оборота товара
Для нужд участников рынка СКБ Контур, оператор ЭДО и фискальных данных (ОФД), разработал комплексное решение Контур.Маркировка. Разработчики протестировали решение и получили положительный результат. Сервис к работе готов, он позволяет автоматизировать маркировку на этапах:
- производства;
- импорта;
- приемки;
- отгрузки;
- продажи;
- хранения товара;
- маркировки остатков нереализованной продукции.
Тестирование маркировки
Тестирование решений для маркировки товаров кодами Честный ЗНАК проводится для того, чтобы наладить работу по новым правилам к моменту, когда оборот немаркированного товара подпадет под запрет.
Тесты проходят в реальных условиях при производстве, импорте, складской обработке и хранении товара, при его реализации. В экспериментах участвуют производители, импортеры, логисты и разработчики сервисов для маркировки, операторы электронного документооборота.
Особенности заказа кодов
В пилотных проектах по внедрению решения выявился ряд сложностей, в том числе связанных с техническими ограничениями информационных систем. Остановимся на них детальнее.
Для маркировки товаров серийного производителя или крупного импортера требуются сотни или даже тысячи кодов. Заказать их можно в национальной системе маркировки системе «Честный ЗНАК» или в специальном сервисе. Описание товара проводится в системе ГС1 Рус, откуда данные автоматически поступают в «Честный ЗНАК».
При заказе кодов пользователь может столкнуться с тем, что в личном кабинете оператора маркировки «Честный ЗНАК» количество активных заказов ограничено или нет возможности сформировать массовый заказ. Это будет препятствовать крупным поставкам.
В Контур.Маркировке проблема решена. Коды товаров можно заказать в нужном количестве с помощью массовой загрузки файлов описаний товаров в формате xls/csv. При этом можно заказать коды и для новой продукции, и для остатков товара, который приобретен до внедрения новых правил. В описание заказов можно добавить комментарии, которые помогут ориентироваться в заказах кодов и отслеживать их статус. Сервис предупредит об истечении срока действия кодов, которые не были использованы в отведенный Постановлением № 860 60-дневный срок.
Печать и нанесение кодов
Полученные от системы «Честный ЗНАК» коды доступны к скачиванию в двух электронных форматах:
- последовательность цифр, букв и символов, которые можно преобразовать в код маркировки Data Matrix и изготовить этикетки;
- готовые макеты этикеток с кодами Data Matrix в формате PDF.
Для печати этикеток с кодами Data Matrix подойдет любой принтер, все зависит от объема и скорости печати. При значительных объемах печати рекомендуется приобрести специальный принтер этикеток. Напечатанные этикетки наносят (наклеивают) на упаковку и ярлыки товаров.
Импорт и маркировка небольших партий товара
Маркировка ввозимых в Россию сборных грузов, которые состоят из множества небольших партий разнородных товаров, – нетривиальная задача. Для иностранных производителей маркировка мелких партий нерентабельна, поэтому процесс переносится на склады импортера.
Экспертиза процессов, проведенная экспертами АРТ Деливери, показала, что подключение сервиса маркировки импорта к информационным системам заказчиков, их настройка могут занять несколько месяцев. Поэтому АРТ Деливери рекомендует поставщикам, производителям и импортерам уже в первом квартале 2020 года выбрать решение для маркировки товаров легпрома и приступить к тестированию сервисов.
Импорт продукции нескольких производств
Сложности при нанесении маркировки могут возникнуть, когда речь идет о широком ассортименте товаров или о его производстве на нескольких зарубежных фабриках.
Напомним, согласно постановлению правительства нанести маркировку на товар можно на производстве, транзитном или таможенном складах. Выбор места и способа нанесения маркировки импортер должен согласовать с поставщиками или зарубежными складами. При определении места и способа нанесения кодов нужно оценить материальные и временные затраты, подготовить персонал и оборудование для сканирования, печати и нанесения этикеток. Может оказаться полезным опыт компаний, уже прошедших через процесс.
Например, российский поставщик ООО «Сателлит» импортирует обувь в Россию из Китая с четырех фабрик. Компания заказала коды маркировки для всех фабрик через сервис Контур.Маркировка. Поставщик выгрузил из сервиса файл с этикетками в формате PDF и отправил их на производство. Но оказалось, что не на всех фабриках есть принтеры для печати этикеток, поэтому часть этикеток распечатали в типографии. На фабриках этикетки с кодами Data Matrix сопоставили с товаром по артикулу и размеру. В результате нанесли 36 000 кодов на коробки с обувью и ввезли в Россию.
Критерии выбора сервиса для маркировки
В заключение обратим внимание на важные нюансы выбора решения для маркировки товаров:
- Важно, чтобы поставщик был оператором ЭДО и ОФД, а сервис был интегрирован с ГИС «Честный ЗНАК» (это заметно упростит процесс отчетности регулятору).
- Выбирайте решение «полного цикла», чтобы сервис позволял автоматизировать маркировку товара от производства до вывода из оборота.
- Отдайте предпочтение сервису, который будет несложно интегрировать в вашу информационную систему. Тогда вы сможете продолжить работу в привычном интерфейсе и не перекраивать свои бизнес-процессы.