Проблема, которая беспокоит всех участников рынка производства и оборота одежды, связана с возможным резким ростом издержек после введения обязательной маркировки. При этом аналитики констатируют спад спроса на одежду, обусловленный в том числе падением реальных доходов населения России. Пилот по маркировке одежды закончится 30 ноября, с 1 декабря 2019 начнется регистрация участников оборота одежды, и согласно проекту постановления Правительства РФ "о Правилах маркировки изделий легкой промышленности", маркировка одежды станет обязательной с 1 июля 2020 года.
Международный логистический оператор АРТ Деливери предложил схему маркировки, которая позволит импортерам и ритейлерам не уйти в минус после введения обязательной маркировки одежды.
Напомним, что маркировку допускается наносить:
- На производстве.
- На складе поставщика при упаковке товара.
- На складе консолидации сборных грузов.
- На таможенном складе.
Рамиль Сулейманов генеральный директор ГК АРТ Деливери представил проект решения для маркировки одежды без лишних затрат.
Иностранные производители одежды направляют товары партиями на склад консолидации (как правило, склады расположены в Европе или Азии), где товары принимаются, сортируются, собираются в разные заказы. Импортер по инвойсу классифицирует товары по правилам ФТС, получает коды маркировки в системе «Честный ЗНАК» на каждое изделие в заказе, оформляет документы на отгрузку. Заказы, которые следуют в одном направлении, вместе с кодами и документами для таможенного оформления отгружаются в сборном грузе. По данным АРТ Деливери в один сборный груз входит от 20 000 до 40 000 изделий по 40-70 контрактам, а в месяц оператор отгружает в сборных грузах свыше 400 000 изделий.
Чтобы нанести коды маркировки на каждую единицу товара на складе консолидации или таможенном складе, потребуется не только дополнительное оборудование и специальное программное обеспечение. Придется изменить технологию отгрузки, нанять и обучить дополнительный персонал. Время на обработку одного заказа неизбежно увеличится, как и риски недостачи товаров. Неизбежны и ошибки ручной маркировки. Затраты на одно изделие возрастут в среднем от 0,5 евро, на одну машину – от 10 000 до 20 000 евро.
По данным ФТС России в 2018 году в Россию ввезено одежды, обуви и текстильных изделий на 10,94 млрд долларов. В этом импортном грузопотоке доля сборных грузов составляет около 30%. Количество импортируемых изделий в сборных грузах исчисляется несколькими сотнями миллионов единиц. Несложно посчитать, что в случае маркировки на складе консолидации каждого изделия по цене от 0,5 евро за штуку затраты российского ритейла вырастут на сотни миллионов евро. Это неизбежно приведет к росту цен. Значит, пострадают и потребители.
«Этих гигантских расходов можно избежать, если применить сборную маркировку заказа. Проще говоря, импортер доставляет груз и передает его ритейлеру вместе с сопроводительными документами и кодами DataMatrix. «Непосредственное нанесение кодов на каждую единицу изделия происходит в розничной точке. Затраты на маркировку снижаются в 10 раз, а срок доставки товара из Европы по-прежнему составит 7 дней максимум. К тому же, такая схема не требует ломки устоявшихся бизнес-процессов ни у кого из участников цепочки оборота товара. В розничном магазине товар в любом случае готовят к продаже: распаковывают, сортируют, придают товарный вид и маркируют с помощью ярлыков.»
«Важно, что при этом не нарушаются базовые принципы национальной системы маркировки и обеспечивается прослеживаемость товаров в цепочке поставок. Сохраняется баланс интересов потребителей и участников рынка, что соответствует целям регулятора. Сборная маркировка заказа не освобождает от ответственности за маркировку ни импортера, ни ритейлера. Эта схема позволяет оптимизировать издержки и дает возможность ритейлеру контролировать правильное нанесение кодов товаров в магазине.» Рамиль Сулейманов, генеральный директор группы компаний АРТ Деливери
Напомним, в системе «Честный ЗНАК» маркировать должны одежду из кожи, блузки трикотажные, пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки, ветровки, штормовки и аналогичные изделия, а также постельное, столовое, туалетное и кухонное белье. К ЦРПТ также перешла и маркировка меховых изделий, прежде курируемая налоговым ведомством.
О требованиях регулятора, этапах и сроках внедрения цифровой маркировки на круглом столе RFRF рассказала Вера Волкова, руководитель проекта "Легкая промышленность" Центра Развития Перспективных технологий.
Эксперты АРТ Деливери озвучили свои предложения на круглом столе «Цифровая маркировка одежды как важнейший элемент государственного регулирования производства и оборота продукции в легкой промышленности». Мероприятие состоялось 5 сентября 2019 во время проведения выставки CPM в Москве. Предложение логистов одобрено и горячо поддержано представителями поставщиков и ритейла.
«Инновации должны быть эффективны и призваны упрощать процессы.» Карла Корн, управляющая Unique Selected (поставщик модной женской и мужской одежды)
«Сохранить сложившиеся годами процессы между поставщиками и клиентами крайне важно.» Роман Выродов, глава представительства концерна Strellson AG
«Цель маркировки – прослеживаемость, прозрачность цепочки поставки, а способ нанесения должен выбрать клиент, исходя из оценки эффективности.» Андре Баум, владелец фэшн-агентства Ceder GmbH
«Маркировка на своих складах - отличное логистическое решение, которое не только снизит логистические затраты, но и обеспечит высокую точность выполнения данной операции.» Ирина Ильина, руководитель группы логистики известного магазина одежды и обуви Бутик.ру
Надеемся, что регулятор прислушается к мнению бизнеса и использует предложенное решение в интересах государства и общества.