Обычно с момента оплаты товара до получения выручки проходит длительный срок. За это время товар может быть утерян, поврежден, снижена его конечная стоимость. В международной торговле к потере времени и средств добавляются риски, связанные с колебаниями курса валют, экономической ситуацией и особенностями законодательства зарубежных стран. Следовательно, в интересах компании-собственника максимально сократить риски между оплатой заказанного товара и получением прибыли. Какие риски необходимо учитывать, как их оценивать и минимизировать, рассказал Рамиль Сулейманов, генеральный директор логистической группы компаний АРТ Деливери.
Виды рисков
Риски в бизнесе — это вероятность, что произойдет какое-либо событие с негативными последствиями для развития предприятия или одной из сделок компании. Чтобы минимизировать риски, прогнозируют негативные события, которые могут произойти на стороне зарубежного партнера.
Коммерческие риски — это опасность потерять или опасность не получить что-либо: доход, товар, оборотные средства, сырье, оборудование, транспорт. Иногда они связаны с внутренними причинами, например, халатностью персонала, перенапряжением технологических систем. Но в большинстве случаев угроза находится на стороне партнера. Он может задержать платежи, недопоставить товар или отказаться принять заказ.
Валютные риски. Обычно они связаны с временным разрывом между датой заключения контракта и датой платежа по нему. За этот промежуток времени может измениться валютный курс, возникнуть валютный арбитраж. Такие риски связаны также с ограничением на валютные переводы и иностранные инвестиции, с санкциями на экспорт и импорт товара. В любой из этих ситуаций одна из сторон понесет убытки.
К валютным рискам также относят колебания курса валют и уровня инфляции, они зависят от политической нестабильности в стране, дефицита в экономике. Иногда связаны с психологическими факторами, например, население страны начинает массово снимать деньги со счетов, изымать деньги с рынков капитала и вкладывать их в товар, недвижимость, иностранную валюту, драгметаллы, акции зарубежных компаний. Если деньги обесцениваются и покупательская способность снижается, предприятие несет убытки.
Для российских предпринимателей валютные риски оказывают влияние как на экспорт, так и на импорт товара. Если снижается курс валюты платежа по отношению к рублю, экспортер получает меньше, чем планировал при заключении договора. Особо ощутимы потери при экспорте дорогостоящих товаров, когда незначительное колебание курса может привести к большим убыткам. При импорте действует обратный механизм, если курс валюты растет, импортер несет убытки. Например, после обвала рубля в 2014 году некоторые российские предприятия не смогли оплатить заказанный товар.
Политические риски. Связаны с нестабильностью государственного устройства: частая смена правительства и режимов правления, неэффективная внутренняя экономика, коррумпированность государственных чиновников.
«К политическим и экономическим рискам в международной торговле относят продуктовые санкции — запреты на импорт. Это санкции против юридических лиц, включая арест банковских счетов, недвижимости, грузов или транспортных средств, принадлежащих субъектам иностранного государства. На стороне зарубежного партнера могут изменить таможенные пошлины, ужесточить требования при импорте и таможенном оформлении грузов, ограничить грузовые перевозки».Рамиль Сулейманов, генеральный директор логистической группы компаний «АРТ Деливери»
Операционные риски. К ним относят стратегические и процессные риски. Стратегические риски возникают, когда внешние факторы мешают выполнить условия контракта, например, фискальная политика государства или стихийное бедствие. Также к стратегическим рискам относят микрофакторы, на которые компания повлиять не в состоянии: действия конкурентов, спад покупательской активности.
Процессные риски связаны с неэффективным управлением, устаревшими технологиями. Предприятие не может выполнять условия контракта, выполняет их с задержками или большими затратами. Например, бизнес-процессы не определены, поэтому срок поставки срывается из-за несогласованной работы разных подразделений.
Правовые риски. Различают несколько типов правовых рисков, они связаны с ситуацией в стране и с условиями конкретного контракта. Если зарубежный партнер нарушает закон — это законодательно-правовой риск, если условия контракта сформулированы расплывчато — это контрактно-правовой риск.
К правовым рискам также относят нарушение авторских прав при использовании торгового знака, нарушение права собственности третьих лиц, нарушение прав потребителей.
«К страновым рискам можно отнести морское пиратство и вооруженный разбой, они представляют реальную угрозу для морского судоходства. Пираты захватывают и грабят суда, в том числе танкеры и контейнеровозы, берут в заложники моряков, чтобы потребовать выкуп. Проблемы пиратства и разбойных нападений на море актуальны для районов Гвинейского залива, Нигерии, Конго, Берега Слоновой Кости, Сомали, Индонезии, Малайзии, Филиппин. По данным International Maritime Bureau — Международного морского бюро, в этих районах в 2017 году зафиксировано 180 случаев пиратства в этих районах, а в 2018 году уже 201 случай.
Чтобы противодействовать пиратству, военные корабли сопровождают торговые суда, на судах находится вооруженная охрана, перевозчики строго выполняют предписания Международной морской организации — International Maritime Organization. Для защиты бизнеса от убытков груз страхуют от противоправных и разбойных действий».Рамиль Сулейманов, генеральный директор логистической группы компаний «АРТ Деливери»
Методы оценки рисков
Иногда сложно установить взаимосвязь между конкретным событием и бизнесом, тогда логисты применяют вероятностный подход. Они прогнозируют, как могут в дальнейшем развиваться события. Каждый исход просчитывается и оценивается как отдельный риск. Единого и универсального инструмента оценки не существует. В каждом конкретном случае специалисты составляют перечень всех возможных рисков и определяют долю каждого. Рассказываем о трех популярных методах оценки рисков.
Экономико-математическая оценка. Так как риск — это опасность потерять или не получить что-либо, то для его оценки можно применять метод экономико-математического анализа. Например, логист прогнозирует стремительный рост курса валюты. В такой ситуации конечная стоимость товара возрастет, и его часть останется нереализованной. Чтобы оценить финансовые риски, предполагаемый объем нереализованного товара умножают на стоимость единицы продукции. Полученный результат показывает, сколько может потерять компания.
Статистическая оценка. В логистике можно применять метод статистической оценки риска. Для этого предполагаемый результат сделки сравнивают со средним статистическим показателем за аналогичный дорисковый период. Полученное значение и будет величиной риска.
Чтобы определить степень риска в международной логистике, можно применять статистическую оценку всех вариаций возможного результата. В этом случае показателем вариации будет разница квадрата отклонений предполагаемых результатов от квадрата среднестатистических показателей.
Количественная оценка. Метод дает самую наглядную оценку, ее проводят в три этапа. На первом этапе определяют величину при всех вариантах развития события. На втором этапе определяют степень риска каждого варианта. Ее можно определить по критерию Лапласса — ориентация на среднее значение, по критерию Сэвиджа — расчет на лучшее значение, по критерию Вальда — расчет на худший результат, по критерию крайнего оптимизма — вера в удачу. На третьем этапе рассчитывают, насколько адекватно ожидаемая прибыль компенсирует последствия возможного риска.
Метод количественной оценки помогает получить максимально точную информацию. К его недостаткам можно отнести иностранное происхождение, он выведен на основании зарубежной бизнес-модели. Поэтому при использовании метода количественной оценки необходимо учитывать экономико-политическую среду России.
«Чтобы минимизировать риски потерь в международной торговле, логисты просчитывают разные сценарии событий, и у специалистов в запасе должны быть обходные маршруты и решения. Они регулярно отслеживают требования и условия регуляторов: какая продукция или какие компании попали под санкции, не изменились ли ставки таможенных пошлин, соблюдаются ли требования маркировки, в каком режиме работают таможенные терминалы, какой транспорт и какие пути сообщения останутся доступны.
В целях экономической безопасности рекомендуется проводить регулярную проверку финансовой стабильности партнеров в цепочках поставок. Подчеркну, что золотым правилом международной торговли является страхование грузоперевозок от всех рисков в международных страховых компаниях.»Рамиль Сулейманов, генеральный директор логистической группы компаний АРТ Деливери
BERI — Business Environment Risk Index. BERI оценивает состояние деловой среды конкретного государства. Этот индекс учитывает совокупность политических, социально-экономических и технологических факторов, которые влияют на деятельность иностранных компаний и инвесторов на рынке определенного государства. Современные модели индекса BERI включают оценку операционных, политических рисков и риска невозврата инвестиций.
Для расчета индекса конкретной страны оценивают риск деловой среды и переводят оценку в количественное выражение. На первом этапе выделяют 15 критериев рискованности деловой среды и каждому критерию присваивают экспертную оценку.
Критерии рискованности деловой среды
На втором этапе критерии оценивают от 0 до 4, где 0 — наименее благоприятный показатель, 4 — наиболее благоприятный показатель. На третьем этапе вес каждого критерия умножают на экспертную оценку. Сумма произведений по каждому из 15 критериев составляет индекс BERI.
Индекс BERI необходимо учитывать, когда речь идет о заключении крупных международных сделок, оплате и выдаче кредитов, планировании долгосрочных инвестиций в политически и экономически нестабильные регионы.
Способы снижения затрат
Рамиль Сулейманов, генеральный директор логистической группы компаний АРТ Деливери, на примере мировой практики рассказывает, как минимизировать влияние рисков на развитие бизнеса.
Квоты на международные грузоперевозки.
Международные грузоперевозки регулируются международными соглашениями. Чтобы защитить интересы национальных перевозчиков, государство устанавливает годовые квоты — разрешение на определенное число грузоперевозок. Из-за недостатка квот на перевозку нарушаются сроки поставок, растут затраты.
При планировании поставок логистам важно учитывать количество квот и закладывать затраты с учетом возможного роста, тогда можно добиться рентабельности сделок.
Документы для таможенного оформления грузов.
Для таможенного оформления и ввоза продукции в Россию необходимо предоставить внушительный пакет разрешительных документов: декларации или сертификаты соответствия, классификационные решения, пожарный сертификат и прочее. Но если у центра сертификации отзовут лицензию, то таможня не пропустит груз, даже когда сертификат есть в базе Росреестра.
Нередки случаи, когда при отгрузке сертификат не вызывал сомнений у контролирующих органов, а при таможенном оформлении оказывалось, что документ аннулирован. На переоформление нового разрешительного документа требуется около 3-4 недель без учета доставки образцов продукции для испытаний.
Поэтому в международной логистике важно проверять, правильно ли оформлены сертификационные документы, прошел ли аккредитацию центр сертификации и насколько он надежен.
Форс-мажор и невозможность транспортировки.
Иногда по политическим причинам, из-за угрозы национальной безопасности или здоровью граждан государства отменяют международные авиасообщения, железнодорожные, автомобильные или морские перевозки, закрывают границы и таможенные терминалы. Эти риски, как правило, оговаривают в условиях контракта.
Самый свежий пример форс-мажора — пандемия COVID-19, когда многие государства закрыли границы и ограничили транспортное сообщение. В подобной ситуации невозможно выполнить условия контракта. При возникновении форс-мажорных обстоятельств выход из сложной ситуации следует искать путем переговоров с внешнеторговым партнером о пересмотре условий и сроков поставок, предоставлении кредитов и рассрочек платежей.
Резюме
Международная торговля характеризуется высокой степенью неопределенности, поэтому риски международной логистики составляют важную часть работы специалиста. Он должен четко понимать концепцию деловой среды, уметь классифицировать и идентифицировать риски, уметь их оценивать и принимать решения, которые помогут снизить или избежать потерь: учитывать квоты на международные грузоперевозки, проверять таможенные и сертификационные документы, страховать груз от порчи и потери, добиваться пересмотра условий при форс-мажоре.
Источник: Институт Риска