Приведем несколько цифр из таможенной отчетности, которые помогут «сомневающимся» осознать риски использования обходных схем при ввозе импорта. По данным за 2022 год число выявленных таможенниками нарушений выросло на 15% (до 28 млрд. рублей), в федеральный бюджет было дополнительно перечислено на 30% больше, чем в 2021 году. Ежегодно возбуждается все большее количество уголовных дел по таможенным преступлениям за уклонение от уплаты обязательных платежей, совершение валютных операций по подложным документам. При этом ФТС переносит контрольные проверки с этапа декларирования импорта на этап после выпуска товаров, обещая расширить эту работу в 2023 году.
Легальные импортные поставки
Полностью легальная, или «белая» схема подразумевает ввоз импортного товара в Россию в соответствии с действующими нормами и требованиями, без нарушения законодательства. Это значит, что импортер:
- предоставляет на таможне официальный контракт с производителем товара, или официальным экспортером страны производства;
- инвойс с перечнем товаров, где указано их количество, номенклатура, коды ТН ВЭД, стоимость, характеристики, сведения о поставщике и данные контракта;
- техническое описание товаров, декларацию соответствия или сертификат о соответствии требованиям ЕАЭС;
- договоры с логистической (транспортной) компанией, таможенным брокером (если прибегают к его услугам);
- финансовые документы о перечислении оплаты по контракту в валюте, в некоторых случаях дополнительно копию паспорта сделки.
Излишне говорить, что все перечисленные документы должны быть правильно оформлены в соответствии с таможенным кодексом (а в нем более 600 отсылок на различные нормативные документы), содержать подписи руководителя компании, главного бухгалтера и печать.
Что такое услуга технического импортера?
Эта услуга появилась сравнительно недавно, и она особенно выгодна малым и средним предпринимателям. Называют ее по-разному: ВЭД-агент, ВЭД-оператор, технический импортер. Суть в том, что в рамках одного договора логистическая компания выполняет всю работу, связанную с поставкой импорта. Она от своего имени заключает внешнеторговый контракт, обеспечивает доставку товара, его таможенное оформление. Предпринимателю, как правило, товар передается по договору поставки, иногда купли-продажи уже после выпуска в обращение. В данном случае все риски ВЭД ложатся непосредственно на логистическую компанию-импортера.
Есть два момента о которых нужно знать, прежде чем выбрать наиболее выгодную схему ведения ВЭД.
- Необходимо заранее просчитать, что будет экономичнее: свой внешнеторговый контракт с учетом оплаты доставки и таможенного оформления, или передача ВЭД на аутсорсинг, те есть работа под контракт логистической компании. Если вы оплатили поставку непосредственно производителю со своего валютного счета, а потом заключили договор на услугу технического импортера, и таможенное оформление будет производиться в рамках контракта логистической компании, к вам возникнут вопросы в банке, где была совершена операция по переводу валюты.
- Нужно выбирать надежную логистическую компанию, и отказываться от услуг тех, которые предлагают «сэкономить» на использовании серой схемы. Нужно убедиться в том, что условия внешнеторгового контракта технического импортера соответствуют вашим договоренностям с производителем (поставщиком) товара, и заключать прямой контракт с импортером. Именно ему вы будете перечислять средства за поставку, что будет доказывать ваши права на товар.
Преимущества и риски «серых схем»
Привлекательность вроде бы законных на первый взгляд «серых» внешнеэкономических сделок очевидна — они заманивают возможностью сэкономить на таможенных платежах. Их суть в занижении стоимости ввозимого товара, в процентах от которой исчисляются и таможенные сборы, и НДС. «Серых схем» разработано много, однако все они известны таможенникам, и имеют общую особенность: в орбиту сделки вовлечено множество посредников, что уже само по себе многократно повышает риски. Приведем их наиболее типичные признаки.
- Часто в цепочке присутствуют фирмы-однодневки, и когда «что-то пойдет не так», они просто растворяются в воздухе. Доказать, что задержанный на таможне товар принадлежит вам, будет попросту невозможно.
- Можно занизить стоимость товара при оформлении таможенной декларации, или даже по контракту через оффшорные компании, но «недостающую» сумму выплатить поставщику все же придется, обычно полулегальным способом. Это тоже нельзя сделать без риска привлечь внимание банка.
- Зачастую «посредники» меняют документы перед прохождением таможни, о чем может не знать ни покупатель товара, ни его поставщик. При получении импортного товара, покупатель должен одновременно получить и транспортные, сопроводительные документы, таможенную декларацию. В них указываются только непосредственные участники сделки: производитель, импортер, покупатель. Таких документов «серый брокер» вам не предоставит, в лучшем случае номер таможенной декларации. При проверке ее по базе ФТС вы можете обнаружить совсем не те данные, которые относятся к вашему товару.
- При проверках ФТС чаще всего «попадается» покупатель, текущий владелец импорта. За все ответит именно он: за некачественный товар, несоответствие требованиям, сведениям, указанным в ТД.
В чем плюсы «белой» схемы
- Прямой контракт с производителем (дистрибьютором) — ваш или технического импортера подтверждает «чистоту» сделки при прохождении таможни.
- Вы всегда сможете доказать право собственности на товар, потребовать возмещения убытков, если перевозчик не обеспечил его доставку.
- Поскольку в таможенных документах указана реальная стоимость товара, ее можно легко обосновать в случае корректировки со стороны ФТС.
- В случае возникновения судебного спора, у вас будет на руках вся необходимая информация.
- Отсутствие в цепи поставок разного рода промежуточных фирм снижает риски банковских, налоговых, таможенных проверок.
Многие предприниматели испытывают досадные чувства, когда видят, что конкуренты обеспечивают более низкие цены на товар из-за того, что используют «серые» схемы ввоза импорта. Мы понимаем их, и в то же время знаем, к каким последствиям приводят попытки обойти закон. Наша компания много лет оказывает логистические услуги и всегда работала легально, поэтому мы сохраняем контингент постоянных заказчиков и находим новых. Благодаря «белой» схеме работы, мы можем гарантировать сохранность грузов и доставку их покупателю в точно обозначенный срок (из Европы 7 дней). Наши клиенты понимают, что лучше потратиться на безопасность, чем поставить свой бизнес под угрозу, не заплатив налоги и не имея документов, подтверждающих легальность импортного товара.