Бизнес озабочен введением системы маркировки по ряду причин: проблемы в нормативном регулировании процессов; риск высоких затрат, отказа от привычных бизнес-процессов на самых разных этапах цепочки прохождения маркируемых товаров. Небольшие компании рискуют особенно, и предприниматели уже говорят о том, что придется закрывать бизнес. При операторе маркировки, ЦРПТ, функционируют рабочие группы. Но в них участвуют те компании, которые подключились к пилотным проектам оператора маркировки. Основная масса предпринимателей, не имея выходов на законодателей и регуляторов рынка, остается вне периметра принятия решений. Выслушать и помочь вызвалась ТПП России. Конференция «Внедрение национальной системы цифровой маркировки и прослеживаемости товаров. Задачи и проблематика» стала первым диалогом бизнеса с регуляторами.
Екатерина Приезжева, представитель Министерства промышленности и торговли России (замдиректора Департамента развития внутренней торговли, системы цифровой маркировки и легализации оборота продукции), подчеркнула исключительную важность диалога с бизнесом и заверила, что ее департамент в первоочередном порядке станет рассматривать предложения ТПП по оптимизации требований и регламентов системы.
Центр развития перспективных технологий, оператора маркировки (ЦРПТ), представляли сразу несколько делегатов. Реваз Юсупов, заместитель генерального директора, а также руководители проектов маркировки товарных групп сообщили о ходе внедрения маркировки в сегментах обуви и одежды, о пилотных проектах маркировки духов (Сергей Парфенов) и шин (Кирилл Волков).
Риски. Способы и решения
Эксперты логистической группы компаний АРТ Деливери предупредили собравшихся о рисках, связанных с увеличением сроков доставки, о скачкообразном росте затрат при штучной маркировке сборных грузов, импортируемых в Россию. Генеральный директор АРТ Деливери Рамиль Сулейманов предложил решение по способу маркировки сборных грузов, которое избавит производителей и импортеров от увеличения сроков доставки и главное, от огромных затрат, губительных и для малого бизнеса, и для рынка в целом. Предложение вызвало интерес собрания и представители ТПП РФ запросили у AРТ Деливери официальное письмо с предложением для дальнейшего обсуждения.
Опытом внедрения маркировки в дистрибуции и торговле поделились Андрей Кревенцев, заместитель директора по логистике Л'Этуаль, и Алексей Тимченко, ведущий аналитик компании Спортмарстер. Участники рынка рассказали о трудностях, с которыми столкнулись, и путях их преодоления.
Альбина Гитченко, эксперт по маркировке федерального ИТ-разработчика СКБ Контур, рассказала о сервисах электронного документооборота и маркировки, которые компания предлагает для бизнеса любого размера. Решения уже протестированы крупнейшими ритейл компаниями и учитывают экспертизу АРТ Деливери по вопросам ВЭД и логистики. К концу 2019 года российский ритейл получит комплексное решение СКБ Контур для полного цикла маркировки от заказа кодов до реализации.
В живой дискуссии о маркировке приняли участие представители Национального союза производителей молока, компаний Озон, Яндекс и других. Представители бизнеса призвали власти принимать сбалансированные решения, изыскивать решения совместно. Анализировать, с одной стороны, выгоды и преимущества, которые дает цифровая маркировка, в том числе финансовые. С другой – оценивать затраты на оборудование, программное обеспечение, просчитывать сроки окупаемости; учитывать также временные затраты в случае изменения бизнес-процессов при внедрении маркировки. Только на основе экспертной оценки всех «за» и «против», учета всех издержек и доходов получится принимать взвешенные решения о целесообразности внедрения и правилах маркировки в каждой отрасли.
Александр Антонов, заместитель директора Департамента цифрового развития ТПП РФ, заверил участников встречи, что письмо с предложениями бизнеса будет направлено в Минромторг России.